ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСТ 22830-77.
ШПАЛЫ ДЕРЕВЯННЫЕ ДЛЯ МЕТРОПОЛИТЕНА
Технические условия
1. Типы и размеры.
1.1. Деревянные шпалы для линий метрополитена изготавливаются одного типа - обрезные.
1.2. Шпалы должны иметь размера, указанные на чертеже и в таблице 1.
Таблица 1.
Наименование размера |
Норма, мм |
Допускаемое предельное отклонение, мм |
Толщина h |
165 |
± 5 |
Ширина верхней пласти b |
165 |
Минус 10, плюс до ширины нижней пласти |
Ширина нижней пласти b1 |
250 |
- 5 + 20 |
Непропиленная часть верхней пласти (обзол) c |
От 0 до 45 |
- |
Высота пропиленных боковых сторон h1 |
135 |
Минус 10, плюс до толщины шпалы |
Длина |
2650 |
± 20 |
1.3. Размеры поперечного сечения установлены для шпал с влажностью
древесины не более 18%. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине
и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1, а
для лиственных пород - по ГОСТ 6782.2.
2. Технические требования
2.1. Шпалы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта
и изготавливаться из древесины сосны и березы в соответствии с
чертежем.
2.2. Влажность древесины непропитанных шпал не нормируется.
2.3. Качество древесины шпал должно соответствовать требованиям,
указанным в Таблице 2.
Таблица 2.
Порок древесины и дефекты обработки по ГОСТ 2140-71 |
Норма ограничения |
1. Сучки сросшиеся, частично сросшиеся и несросшиеся: |
|
а) здоровые |
В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 40 мм,
на остальных поверхностях - не более 80 мм.
|
б) загнившие и гнилые |
В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 10 мм,
на остальных поверхностях не более 40 мм.
|
в) табачные |
Не допускаются
|
2. Двойная сердцевина |
Не допускается |
3. Ядровая гниль |
Не допускается |
4. Грибные ядровые пятна (полосы) |
Допускаются, не более 15 % соответствующей площади торцов, пластей
и боковых сторон
|
5. Заболонная гниль (мягкая и твердая) |
Не допускается |
6. Ложное ядро |
Допускается размером не более 1/2 площади торца без выхода на
верхнюю пласть.
Не допускается выход ложного ядра на боковые стороны более 1/2
высоты шпалы, считая от нижней пласти
|
7. Глубокая червоточина |
Допускается глубиной более 50мм и не более 3 шт. на 1 м длины шпалы
|
8 Трещины: |
|
а) метиковые |
Допускается протяженностью по торцу не более 1/3 соответственно
толщины или ширины шпалы
Не допускается выход метиковых трещин на верхнюю пласть
|
б) отлупные |
Не допускается с выходом на верхнюю пласть и боковые стороны, а
также с выходом на нижнюю пласть против мест расположения путевых
подкладок
|
в) морозная |
Не допускается на верхней пласти. На остальных поверхностях
допускается глубиной не более 40 мм
|
г) от усушки боковая |
Допускается длиной не более 450 мм каждая. |
д) от усушки сквозная |
Не допускаются длиной от токца более 100 мм каждая |
9. Наклон волокон |
Допускается не более 10 % |
10. Проросль |
Не допускается в местах укладки путевых подкладок, а на остальных
поверхностях шпалы допускается размерами не более: 700 мм по длине,
50 мм по ширине и 20 мм по глубине.
|
11. Заруб и запил |
Не допускается в местах укладки путевых подкладок, а на остальных
поверхностях шпалы допускается размерами не более: 20 мм по ширине
и 40 мм по глубине.
|
12. Покоробленность: |
|
а) простая |
Допускается со стрелой прогиба, мм, по пластям - не более 10 и по
боковым сторонам - не более 50
|
б) крыловатость |
Допускается не более половины нормы простой покоробленности.
|
14. Скос пропила |
Допускается не более 10 мм по толщине и ширине шпалы
|
Примечания:
1. Не допускается одновременное наличие в шпале метиковых и морозных трещин.
2. Пороки, не указанные в таблице, допускаются.
2.4. Пласти шпал, а в обрезных шпалах и боковые стороны, должны
быть взаимно параллельны. Непараллельность допускается в пределах норм
отклонения по толщине и ширине шпал, указанных в таблице 1.
2.5. Боковые стороны в шпалах должны быть под прямым или тупым
углами к нижней пласти.
2.6. Обзольные участки должны быть очищены от коры и луба. Сучки и
ребристая закомелистость должны быть затесаны заподлицо с поверхностями
шпал.
2.7. Шпалы должны быть рассортированы по длинам и породам.
2.8. Шпалы, до укладывания их в путь, должны быть пропитаны
маслянистыми защитными средствами, при этом дополнительно для сосновых шпал
устанавливаются следующие требования:
- - предпропиточная влажность не должна превышать в среднем 18%;
- - глубина пропитки по обнаженному ядру не должна составлять менее 10 мм;
- - средняя норма поглощения антисептика должна быть 150 кг/м3, при минимальной величине 125 кг/м3.
3. Правила приемки
3.1. Шпала предъявляется к приемке партиями. Партией считают любое
количество непропитанных шпал одной породы древесины и одного размера,
оформленные одним документом о качестве.
3.1.1. Приемка шпал по количеству производится в штуках.
3.2. Для контроля партии шпал на соответствие требованиям
настоящего стандарта отбирают выборку в количестве, указанном в табл.3.
Все шпалы в выборке должны соответствовать требованиям настоящего стандарта
Результаты контроля распространяются на всю партию
3.3. Шпалы берутся в выборку методом систематического или
случайного отбора единиц продукции по ГОСТ 18321-73
Таблица 3.
Объем партии |
Объем выборки |
От 50 до 90 |
5 |
Свыше 91 до 150 |
8 |
Свыше 151 до 280 |
13 |
Свыше 281 до 500 |
20 |
Свыше 501 до 1200 |
32 |
4. Методы контроля.
4.1. Определение и измерение пороков древесины и обработки - по ГОСТ
2140-71.
4.2. Определение качества пропитки шпал - согласно ГОСТ 20022.5.
Глубина пропитки обнаженного ядра считается удовлетворительной при условии,
что 85% проб соответствуют требованиям настоящего стандарта
4.3. Размеры шпалы измеряют металлической рулеткой по ГОСТ 7502 или
металлической линейкой по ГОСТ 427.
4.4. Ширина пластей шпал дожна измеряться в самом узком месте на
участке длиной 400 мм, отстоящем на расстоянии 350 мм от вершинного торца
шпалы.
5. Маркировка, транспортирование и хранение.
5.1. На торец каждой шпалы должна быть нанесена маркировка с
указанием назначения шпалы (М). Маркировка должна быть четкой и наноситься
средствами, обеспечивающими ее сохранность после пропитки.
5.2. Транспортирование шпал производится всеми видами транспорта в
соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем
виде транспорта. Размеры пакетов - по ГОСТ 16369.
Copyright(c) 2006. LS "BryanskTorgInvest". All
rights reserved.
|